Эксперименты С. Шехтера о значении когнитивных процессов в переживании эмоциональных состояний.

Экспериментальная процедура разворачивалась следующим образом:

1. Экспериментальные варианты состояния физиологического возбуждения.
2. Создание условий для объяснения необычного состояния (или отсутствие условий для такого объяснения).
3. Создание ситуации для возможного объяснения.

Эксперименты С. Шехтера о значении когнитивных процессов в переживании эмоциональных состояний.

Эксперименты С. Шехтера о значении когнитивных процессов в переживании эмоциональных состояний.

Участниками исследования были студенты, которые считали, что цель эксперимента - изучение влияния новых видов лекарств на зрительное восприятие. После инъекции они ожидали 15-20 минут, пока "начнется действие" лекарства. Экспериментальная группа получала инъекцию настоящего препарата, последствиями которого стали ускорение сердцебиения, дыхания, тремор и покраснение кожи. Контрольной группе делали инъекцию плацебо, что не вызывала никаких физиологических последствий.

Исследователи сообщили участникам различную информацию об их состоянии: половине - настоящие данные о временном побочном действии лекарств, половине - "фальшивые данные" о побочных эффектах (онемение пальцев, зуд, незначительная головная боль). Была также группа, что не получила никаких объяснений. Экспериментаторы ожидали, что именно эта группа будет искать объяснений своего состояния, опираясь на актуальную ситуацию, и проявит наибольшую чувствительность к его признакам.

В комнате ожидания исследуемый встречал своего ровесника, который также "ожидал" начала действия лекарств. На самом деле это был помощник экспериментатора, который после появления наивного автора начинал "вести себя эмоционально". В каждой из экспериментальных групп для одних испытуемых было разыграно состояние эйфории (подставной бросал бумагу в мусорную корзину, пускал бумажные самолетики и т.п.), для других - гнев (оба участника заполняли опросник, в котором сначала шли нейтральные вопросы, а потом все интимные, которые так "дразнили" подставного, что он в сердцах разрывал анкету и выходил из лаборатории.

Психолог через "прозрачную" стену наблюдал и регистрировал поведение испытуемых, степень их вовлечения в игру подставного.

Через 15 минут под видом важности учета знаний о состоянии в этот момент (якобы для однозначной интерпретации данных, последующей оценки зрительной стимуляции) участники заполняли опросник о своем состоянии. Результаты исследования были следующими. Участники, которые не имели никакого определенного объяснения своего состояния, считали себя счастливыми, когда подставной демонстрировал эйфорию и, наоборот, злыми, когда воспринимали гнев партнера. Правильно информированные участники не почувствовали такого сильного влияния партнера по исследованию и описывали свое состояние как эмоционально нейтральное, так же как и те, которые получили инъекцию плацебо (у них не было состояния возбуждения и не нуждались оценить свое состояние).

Таким образом, для физиологического возбуждения внутренние изменения необходимы, однако недостаточны для того, чтобы пережить определенные чувства, качество которых зависит от доступных в данный момент когнитивных (ситуативных) факторов (ярлыков).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru