Психологические эксперименты Соломона Аша.

Исследования конформизма. Проблема влияния на поведение социальных норм является чрезвычайно актуальной и всегда интересовала психологов. Систематическое исследование явления конформности совершил Соломон Аш в середине 50-х годов. Было получено очень много информации о проблеме влияния группы на поведение индивида. Экспериментальная ситуация, смоделированная в эксперименте Аша, была чрезвычайно близка к реальной ситуации общения человека.

Психологические эксперименты Соломона Аша

Психологические эксперименты Соломона Аша

Друзья или другие люди обсуждают определенный вопрос: когда они выразили свое мнение, спрашивают того, кто еще не высказался. В такой ситуации человек должен либо согласиться с другими, или сообщить свою точку зрения. Аш должен был установить, насколько стремление к адаптации изменяет поведение человека.

Ученый ограничил исследование сферы восприятия. Явление зависимости от группы он изучал в контролируемых лабораторных. Эксперимент был совершенно четко организован и проведен. Он продемонстрировал силу действия социально-психологического закона, показал, насколько сильный фактор влияния группы. В этих простых экспериментах участники полностью осознавали ошибки других людей и свою правоту, но все же старались подстроиться под общее мнение. Исследования Аша производят большое впечатление, ведь они демонстрируют социально-психологический механизм зависимости человека даже в тех условиях, когда он четко осознает свою правоту и ошибки других. Коллизии общения становятся драматическими в сложных ситуациях, когда лицо не имеет определенной позиции, рассматриваемые вопросы, достаточно сложные, а давление заинтересованной группы - достаточно мощное.

Работы Аша стали толчком к исследованию механизма конформности, которая продолжается и поныне. Вариации эксперимента Аша. Аш провел также исследование, в котором одно лицо из семи подставных давало правильный ответ. При таких условиях всего лишь 5% испытуемых были согласны с мнением группы. Итак, социальная поддержка снижает конформность. Когда есть хотя бы одно лицо, что является нашим союзником, мы можем оставаться верными своей позиции, осуществить сопротивление групповому давлению и избежать конформности. На сегодня определено, что конформное поведение обусловлено следующими факторами: - Социальная поддержка; - Привлекательность определенной группы и связь с ней. Чем привлекательнее для индивида является группа, чем теснее связь индивида с группой, тем охотнее он подстраивает свое поведение под общее и разделяет позиции группы. Крупнейшими конформистами будут те, кому группа очень нравится и кто разделяет ее ценности. Чем референтнее группа для лица, тем сильнее будет действовать тенденция к проявлениям конформности. - Размер группы. При увеличении группы тенденция к конформности усиливается. Зависимость по уточненным данным выглядит несколько сложнее. Тенденция к конформности усиленно действует в группе размером 6-7 членов, при дальнейшем увеличении группы уровень конформности снижается.

Как считал Аш, в большей группе исследуемые постепенно начинают сомневаться в искренности ее членов и думать о заговоре участников с целью оказать давление. Осознав такие особенности, люди начинают противодействовать давлению. Последующие исследования показали, что женщины более склонны к конформости, чем мужчины. Некоторые ученые опровергли этот вывод, однако в литературе закрепилась такая позиция. Современные исследования, проведенные более корректно, этого не подтверждают. Данные, полученные ранее, сегодня поясняют предвзятостью мужчин-экспериментаторов, которые создавали более комфортные условия для мужчин, чем для женщин. Эксперименты Аша не только были одобрены в обществе профессиональных психологов, что случается редко, но много раз повторенные с вариацией в различных условиях. Некоторые ученые считают, что с того времени, как были проведены исследования Аша, уровень конформности постоянно снижается. В странах с разными культурами, например, в Японии, уровень конформности значительно выше, чем в США, где поощряют индивидуализм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru